суббота, 21 мая 2011 г.

Хорошая вещь под названием брак.

Проверка ЗАГСом

— Отец Димитрий, у искренне верующих молодых людей часто срабатывает максималистская установка: зачем мне брак, если есть более предпочтительный путь монашества? Как разобраться, что для конкретного человека лучше?

— Монашество требует особой внутренней призванности, готовности целиком и без остатка посвятить себя Богу. Конечно, честь и хвала тому человеку, который выбирает это служение. Но, думая о монашеском пути, необходимо соизмерять свои силы. Прежде чем принимать окончательное решение, имеет смысл пожить в монастыре в качестве трудника, «примерить на себя» монашеский образ жизни.

Впрочем, и брак требует от человека немалой жертвенности.

Терпение по отношению к немощам супруга, колоссальные усилия для воспитания детей, трудности в организации семейного быта — все это тоже путь креста. А какой путь предпочтительнее?.. Это вопрос вопросов, и ответ на него человек должен найти сам.

— А возможно, что осознание приходит уже после вступления в брак?

— Это означает, что человек не любит своего партнера, только и всего.

— То есть разводиться ради монашества - плохо?!

Нужно все-таки до вступления в брак определиться, по какому пути идти. Иначе можно оказаться предателем. Конечно, церковная история знает массу случаев, когда семейные люди уходили в монастырь. Но, как правило, это происходило по взаимному согласию, когда оба супруга в какой-то момент своей жизни осознавали необходимость устремления к более высокой духовной жизни, когда их дети достигали совершеннолетия и все остальные обязательства перед миром были выполнены. Вспомним преподобного Серафима Вырицкого.

— Впрочем, что говорить о стремлении к духовной жизни, если многие и к венчанию относятся формально...

Воцерковленные православные христиане относятся к Таинству Венчания серьезно. По отношению к невоцерковленным я бы не стал применять клише: «Венчаются, потому что модно». Как показывает опыт, даже весьма далекие от Церкви пары видят в этом Таинстве попытку придать их браку некую полновесность. К сожалению, невоцерковленные люди склонны воспринимать венчание магически, как гарантию удачи в дальнейшей совместной жизни. И весьма удивляются, если их венчанный брак потом разваливается.

На это следует напомнить: благодать Таинства не подается механически, а усвояется человеком в меру устремленности к христианскому образу жизни. По моему личному мнению, невоцерковленным христианам имеет смысл сначала заключить брак в ЗАГСе, и лишь проверив свои чувства, пройдя определенный путь воцерковления, венчаться. Ведь участие в любом церковном Таинстве не только сообщает благодать, но и накладывает определенную ответственность. Но, подчеркиваю, это мое личное мнение относительно венчания крещеных, но фактически далеких от Церкви христиан.

— Вот Вы говорите о проверке чувств. Что это значит? Ведь чувства - вещь эфемерная.

— Как правило, словом «любовь» обозначается тот сильный всплеск чувств, который возникает в начальной стадии отношений между мужчиной и женщиной. Но как блестяще показал психолог и философ Эрих Фромм, это еще не любовь, это всего лишь влечение. Подлинная любовь должна еще родиться и окрепнуть в браке.

Влечение - производная от эмоций и физиологии, любовь же носит жертвенный характер и является производной от воли человека. Вспомним слова Христа: «... да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). А Он нас возлюбил до креста, до смерти. Так и в браке любовь — готовность служить друг другу, своей семье, своим детям.

— Если главное - любовь, зачем нужна такая формальность, как гражданская регистрация?

Христианский брак имеет две стороны: религиозную и социальную. Благодать Божия для созидания семейных отношений даруется в Таинстве Венчания, но семья живет не в изоляции, а в социуме. Поэтому «печать в паспорте» — вовсе не формальность. Это исповедание перед обществом того, что на основании взаимных обязательств, юридической ответственности и взаимной любви мы будем выстраивать отношения.

Именно поэтому «Основы социальной концепции РПЦ» признают невенчанный, но зарегистрированный брак все-таки браком. Кстати, согласно нормам церковной жизни венчать мы можем лишь зарегистрированный брак. Совместное же проживание без гражданской регистрации и без венчания мы можем квалифицировать, к сожалению, как блудное сожительство. Согласно наблюдениям фактически все внебрачные связи рано или поздно распадаются.

У нас в России сейчас и с официальными-то браками катастрофа: они расторгаются у 50%. А отношения, не скрепленные хотя бы гражданскими узами, обречены на развал. Знаете, это как у нового автомобиля днище покрывают антикоррозийным покрытием. Если этого не сделать, каким бы ни был хорошим автомобиль, через 2-3 года он сгниет.

— А где та грань, за которой уже невозможно избежать развода?

Развод - это всегда трагедия, это разрушение Богом данного института семьи. Наиболее пострадавшей стороной при разводе являются вовсе не взрослые, а их дети. Поэтому Церковь всегда настаивала на нерасторжимости брака. Единственным допустимым основанием развода Господь Иисус Христос назвал прелюбодеяние.

В 1918 году Поместный собор РПЦ в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки и ряд других причин.

Мне кажется, что даже в семьях, в которых трудно складываются отношения между мужем и женой, супруги должны искать не повод для развода, а, напротив, способы преодоления семейных нестроений. И тут огромную помощь может оказать Церковь с ее спасительными Таинствами Покаяния и Евхаристии. Опыт показывает, что воцерковление супругов очень часто помогает вдохнуть новую жизнь в их семейные отношения.

Беседовал ТИМУР ЩУКИН